3 декабря 2018 г.


Пальчиковые технологии
для сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста
Проблема развития мелкомоторных навыков для дошкольников современна и актуальна. Дошкольный возраст – это время, когда у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, а также происходит совершенствование мелкой моторики, координации движений пальцев рук.  Пальчиковые игры направлены на развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук. Они развивают не только мелкую моторику, но и активизируют речь, внимание, память, мышление, улучшают пространственную организацию, являются мощным средством повышения работоспособности. Помимо этого, они являются одним из методов формирования графических умений и движений для письма. В дошкольном возрасте не так важно развивать навыки письма, как механизмы, необходимые для овладения ими, ручную умелость, создавать условия для накопления ребенком двигательного опыта.  
Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, растяжение, расслабление, а также использовать изолированные движения каждого из пальцев, в том числе безымянного и мизинца. В противном случае мы рискуем получить противоположный результат – увеличение тонуса мышц пальцев.
Большинство игр имеют стихотворное сопровождение. Проговаривание текста одновременно с движениями дает ряд преимуществ. Так как в этом случае речь ритмизируется движениями, делается более четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей. Кроме того, ритм служит регулятором речевого выдоха.
Для детей 2-4 лет предполагается решение следующих основных задач:
- развитие у ребенка умения загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой;
- развитие у ребенка точных движений пальцев правой и левой руки;
-  развитие умения координировать движения пальцев рук.
- пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения между взрослым и ребенком на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»;
- дают малышу возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, формировать схему собственного тела.
Методика использования пальчиковых упражнений в раннем возрасте.
Предполагается постепенное усложнение каждого упражнения в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения заданий по мере развития моторных способностей детей:
1.     взрослый читает текст, загибая пальчики сначала на правой руке ребенка, а затем на левой или показывая необходимые движения;
2.     взрослый читает текст, ребенок левой рукой сам загибает пальчики правой руки, затем с помощью взрослого - пальчики левой руки;
3.     взрослый читает – ребенок сам загибает пальчики на правой руке и правой рукой на левой руке, договаривая простые, доступные его возрасту слова;
4.     ребенок сам рассказывает потешку (с помощью взрослого) и сам загибает пальчики на правой руке, а  на левой – правой рукой;
5.     ребенок сам рассказывает потешку, загибает пальчики на правой, а затем на левой руке.
Выполнение упражнений в определенной последовательности позволяет взрослому придерживаться индивидуального темпа развития ребенка, варьируя сложность и время выполнения упражнения.
Формы организации детей различны:
- групповая (но не более 5-6 человек)
- индивидуальная.
Первая предпочтительна для детей старшего дошкольного возраста и является более экономичной; вторую лучше применять с детьми младшего возраста, как более эффективную с точки зрения психологических результатов. Периодичность – не менее 3 раз в неделю, продолжительность выполнения упражнений – не более 15-20 минут.
Применяя пальчиковые упражнения важно придерживаться трех правил:
 Первое: пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно;
Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);
Третье: упражнения необходимо проводит систематично.

0 коммент.:

Отправить комментарий